Корзина пуста

Павлово Псадские платки

Павлово-посадские   платки.

ВXVIII в. в селе Вохна, принадлежавшем Троице-Сергиевой лавре, начали появляться ткацкие заведения, среди них открылось в 1795 г. и ткацкое предприятие крестьянина И.Д. Лабзина. С этой даты началась история павлопосадского художественного промысла -изготовление платков с ярким набивным рисунком (ручная набойка). Но к широкому выпуску крашеных (с набойкой ) платков на фабрике приступили лишь в середине XIX в.

Почти в это же время совладельцем фабрики стал В.И. Грязнов -высокодуховно-нравственная личность. Дружил с выдающимися церковными деятелями, вел переписку с известным московским митрополитом Филаретом. Его участие в руководстве фабрикой оказывалао благотворное влияние на организацию производства, на атмосферу в рабочей среде (после смерти, в 1899 г. В.И. Грязнов был канонизирован - в местночтимого святого Московской епархии как праведник   Василий   Павлопосадский).    При   нем ежегодно

производство платков исчилялось тысячами. Технология набивки узора на ткань - щелковую, шерстяную, реже - ситцевую - была довольно простой. Резчики-граверы изготавливали деревянные набоечные доски - "манеры" с определенными рисунками под каждую краску (иногла до 20 манер на один узор). Переносили ("печатали") с помощью этих манер окрашенные рисунки на ткань (принцип технологии трафарета). Изготовление павлопосадского платка - это долгий ручной труд (за исключением готовой ткани) -вплоть до объвязки бахромой. Четкий ритм узоров (их праильное расположение) и яркость красок проверяли следующим образом -рисунок платка должен быть виден с противоложного берега речки Клязьмы. В колорите набивных платков преобладали красные, желтые, зеленые, коричневые и голубые тона. Помимо растительного орнамента, флоры подмосковных лугов и садов, традиционным для павловского платка были и рисунки с "турецкими" мотивами "перчиков", вытянутых "огурцов", "бобов". Орнаменты, узоры разрабатывли профессиональные художники.

Живописность и национальный характер орнаментов павлопосадских платков привлекали многих известных русских художников - К. Коровина, В. Сурикова, Б. Кустодиева, Ф. Малявина, А. Рябушкина, что нашло отражение в их живописных полотнах.

В советские годы ручная набойка платков уступила место механическому способу набойки, изменился и характер художественного оснащения изделий. В настоящее время предпринимаются попытки вернуть многодельную технологию ручной многоцветной набойки "манерами". В Павловском Посаде еще имеются мастера, умеющие делать набивные доски, и художники, любящие и понимающие народное искусство.