Корзина пуста

Жостовский поднос

Жостовские подносы.  

Жостово - село, расположенное по соседству со знаменитым Федоскиным - местом рождения лаковой миниатюры. Здесь также уже в конце XVIII в. появилась первая мастерская по производству лакированных изделий. Сначала это были копии тех, что изготавливали в Данилкове (будущем Федоскине). Но вскоре владельцы жостовских мастерских и в первую очередь, Вишняковы, стали уделять особое внимание производству лакированных подносов из папье-маше. В 30-е годы XIX в. Вишняковы на одной из выставок познакомились с металическими расписными подносами, привезенными с Урала. Интерес жостовских мастеров к уральским подносам имел и практическое продолжение, тем более, что близлежащие к Жостову селения славились своими кузнецами. И во второй половине XIX столетия "бумажные" подносы были вытеснены расписными жестяными. Оборудование мелких мастерских, возникавших в Жостове и вокруг него, было несложным: ручной молот, рубанок, стамески, ручной пресс и кисти с красками. Мастера, занимавшиеся росписью подносов, имели еще шкаф-печь. Только к 1880 г. лишь в трех мастерских (из многих десятков) появились первые станки, выковывавшие в день до 20 подносов. Железо закупалось в Москве. Сначала подносы расписывали самостоятельно, но с ростом производства появились профессиональные художники.

Роспись жостовских подносов была тесно связана с лаковой миниатюрой, лукутинские мастера которой трудились рядом. На подносах появились традиционные "чаепития", "тройки", жанровые сценки из сельской жизни и т.п. Но постепенно стал проявляться и собственный стиль росписи - все более и более ценились подносы, на которых были представлены декоративно-цветочные композиции. Цветы стали "ведущим" сюжетом жостовского промысла. В этом просматривалось и влияние дворянской моды на мотивы садовых декоративных цветов. Мастера широко использовали в качестве образцов журнальные иллюстрации, рисунки с почтовых открыток и другие издания массовой продукции.

Промысел быстро рос - жостовские подносы, помимо утилитарного назначения ( закупали трактиры, рестораны, гостиницы), приобрели и новые функции - их стали широко использовать и для украшения интерьеров. Началась демонстрация подносов   на   различных  выставках.   Промысел     выдержал все испытания временем. Спрос на жостовские подносы постоянно увеличивался. В советское время они стали и предметом широкого экспорта. На международных выставках получали высокие награды. Существовавшие в начале XX в. артели объединились в единое производство. Для разработки новых сюжетов в росписи подносов приглашались известные художники, в том числе П.П. Кончаловский. Однако всегда самый высокий покупательский спрос оставался на подносы с традиционной цветочной тематикой. В 1993 г. производство Жостовской фабрики декоративной росписи было включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В настоящее время Жостово получило всемирную известность. Жостовские подносы - это яркие цветы, фрукты, пейзажи, реже -сюжетные композиции. Каждый поднос, выкованный ковалем, расписывается вручную с соблюдением традиционной жостовской технологии, но в индивидуальной, неповторимой манере художника.