Корзина пуста

История Вербилок

 

 

Вербилки из один крупнейших фарфоровых центров русской культуры. До сегодняшнего времени местные жители берегут неповторимые фарфоровые изделия, а мастера сохраняют прекрасные традиции, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести уникальному производству. Фабрика была основана обрусевшим английским купцом - ФРАНЦЕМ ЯКОВЛЕВИЧЕМ ГАРДНЕРОМ в 1766 (по другим источникам 1754) году.


    После успешного выполнения заказа императорского двора по изготовлению 4-х орденских сервизов - Георгиевского, Андреевского, Александровского и Владимирского в 1778-1785 гг., марка вербилковского фарфора получила широкую известность и безусловное призвание. Изделия вербилковских мастеров не уступали по качеству первоклассным изделиям императорского завода. На всемирных выставках в Париже (1937 г.) и Брюсселе (1958 г.) продукция завода была отмечена Большой Золотой и Серебряной медалями. В 1966 году за успехи в развитии отечественного фарфора и в связи с 200-летием со дня основания, предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.
 

В настоящее время производство достигло полной технической зрелости. Наш фарфор уже 235 лет радует разнообразием форм, богатством декорирования, отражая глубину и красоту души коллектива. Индивидуальная работа с покупателями и гибкая система расценок позволила нам создать широкую сеть сбыта, привлечь крупных оптовых покупателей почти во всех регионах страны. Продукция завода была отмечена Бриллиантовой и Золотыми звездами Союза предпринимателей Америки и Европы.


26.08.2002



Как создаётся фарфор

Фарфор был известен в Китае уже в самые древние времена, а в Европе его стали изготовлять фабричным способом с 1710 года. Фарфор получали при сильном прокаливании пластичных масс, полученных перемешиванием каолина (фарфоровой земли) с порошкообразным полевым шпатом и кварцем с добавлением небольшого количества воды. Если температура обжига не слишком высокая, то форма изделий сохраняется, только объем сильно уменьшается, так как фарфор «садится» при обжиге. Одновременно масса становиться плотной, водонепроницаемой и звонкой. Как правило, обжиг производят дважды. После первого обжига, так называемого «сырого» (при температуре 9000С), на фарфор наносят прозрачную глазурь. Полученные после сырого обжига пористые черепки быстро погружают в глазурную массу – водную суспензию каолина, глины, полевого шпата и мрамора. При нагревании из нее образуется тугоплавкое стекло. Последующим высушиванием при температуре около 14100С производят окончательный обжиг. Часто фарфор подвергают ещё и третьему обжигу в муфельной печи (при красном калении) после нанесения красок.


Виды фарфора

Затронув тему разнообразия фарфоровых изделий, нельзя не рассказать о различных видах самого материала. В зависимости от состава фарфоровой массы получают мягкий или твердый фарфор. Существует также промежуточный вид фарфора, называемый костяным. Твердый фарфор отличается крепостью, великолепной сопротивляемостью высокой температуре и кислотам. Известная всему миру прозрачность в сочетании с колокольным звуком является свойством именно твердого фарфора. Этот вид фарфора получил название «мейсенский» (по названию небольшого городка в Саксонии, на востоке Германии, где почти триста лет назад химик Иоганн Бетгер изобрел новый вид фарфора). Мягкий фарфор, разработанный во Флоренции на два столетия раньше твердого, называют фарфором Медичи. Но сегодня все чаще можно услышать термин «фриттовый фарфор», подразумевающий способ изготовления. Мягкий фарфор, из которого производят главным образом художественные изделия, прозрачнее, чем твердый, однако его жароустойчивость гораздо ниже. Компромиссом между мягким и твердым фарфором является костяной фарфор. Состав костяного фарфора был открыт в Англии, и там же около 250 лет назад началось его производство. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Костяной не такой белый, как твердый, и выносливее и тверже мягкого фарфора.


Декорирование фарфоровых изделий

Одним из самых важных этапов изготовления фарфоровой посуды является украшение изделий. Считается, что существуют два вида декора – рельефный и роспись. Красочный, или расписной, декор исполняется либо над глазурью, либо под ней в зависимости от принятой на предприятии технологии и художественной направленности изделий. Рельефный же декор углублен непосредственно в материал самого предмета каким-либо способом – граверным путем, перфорацией, рельефообразными завышениями. Чашка, блюдце или чайник либо отливаются в формах вместе с рельефом, либо пластические части декора, то есть цветочками, листьями, фигурки, формируются отдельно и потом наклеиваются.


Производство фарфора в России

Сейчас в нашей стране фарфоровая посуда производится на нескольких десятках предприятий, в том числе и на таких, где изготовление чашек и чайников является побочным производством. Но нетрудно предположить, что на предприятиях, выпускающих, например, высоковольтные изоляторы, изготовляемые из фарфора, делается посуда далеко не европейского качества, хотя зачастую весьма своеобразного, оригинального дизайна. Интересно, что, например, горшочки для порционного приготовления жаркого выпускаются в большинстве своем именно на непрофильных предприятиях. Такие горшочки до сих пор представляют собой объект повышенного спроса. Несмотря на значительное число производителей посуды, большинство из которых, к сожалению, работают далеко не на полную мощность, гордость отечественной фарфоровой отрасли составляют 3-4 завода, выпускающих высококачественные, высокохудожественные изделия, неоднократно получавшие призы на международных выставках. Эти производители изначально ориентированы на жесткий контроль качества, обеспечение отличной плотности черепка, создание оптимальной толщины стенок посуды, постоянное обновление дизайна изделий.