|
Фарфор
ФАРФОР, ФАЯНС
Фарфор Вербилок (гарднеровский).В конце XVIIIв. английским купцом Гарднером был основан завод по производству фарфора в Вербилках (Московская обл.). Здесь изготавливали орденские сервизы для императорского двора: Георгиевский, Александровский, Андреевский, Владимирский. Гарднеровские кофейники, чайники, чашки расходились во все концы света. Фарфор Вербилок в своих истоках – европейский, это была сознательная работа под немецкий фарфор. Мастера фабрики Гарднера создавали свои изделия для людей утонченного вкуса. В настоящее время предприятие продолжает выпускать тонкостенный художественный фарфор с ручной росписью, кофейные, чайные, столовые сервизы, малую скульптуру.
Кисловодский фарфор.Со 2-ой половины XX века в г. Кисловодске Ставропольского края существует объединение «Феникс». Здесь создан новый стиль фарфора, который отличается многообразием форм, богатством художественно-выразительных средств с особым колоритом. В основу декора ручной лепнины заложен растительный орнамент, виртуозное исполнение цветочных букетов и орнаментальных элементов. В России это единственное предприятие, выпускающее в серийном производстве фарфор с художественной лепкой.
Дулевский (кузнецовский) фарфор.В местечке Дулевская пустышь (Московская обл.) в 1832 г. было основано предприятие, выпускающее фарфор. Принадлежало оно известным промышленникам Кузнецовым и специализировалось на создании продукции ярмарочного, сказочного, берендеевского стиля. Многие считали кузнецовский фарфор простым, крестьянским. На Дулевском фарфоровом заводе работали многие знаменитости: Врубель, Мухина, Кончаловский. В продолжение старинных традиций современные мастера предприятия выпускают чайные и столовые сервизы, вазы, блюда с декоративной росписью, скульптурные композиции со сказочными сюжетами. В настоящее время все больший интерес вызывает посуда из фарфора, украшенная хохломской росписью. Художники Семеновского предприятия ЗАО «Хохломская роспись» представляют чайные и кофейные пары, тарелки, чайники, кофейники, сахарницы, расписанные традиционно ручным способом.
Гжель.С XVIII века известны работы гончаров Гжели – посуда, кувшины, игрушки, украшенные цветной росписью и скульптурным декорированием. Первоначально гжельских мастеров прославила цветная майолика. Фарфоровые изделия покрывались красками ярких и сочных тонов - от синего кобальтового до канареечно-желтого и золотого. В середине XXв. сложился современный облик гжельской керамики с преобладанием плоскостной синей росписи с растительным орнаментом на белом. Благодаря многоступенчатому обжигу при высоких температурах гжельские изделия из фарфора и фаянса обладают высокой прочностью, они морозоустойчивы, влагонепроницаемы. Это не только чайная и столовая посуда, шкатулки, вазы, а также осветительные приборы, настольные и настенные часы, скульптурные композиции, в том числе и садово-парковая скульптура малых и больших форм.
Ростовский фаянс.В 1972 г. на базе старинного гончарного производства основано предприятие «Аксинья». Продукция предприятия представляет собой сочетание высокохудожественного уровня исполнения и практичности. Среди разнообразных видов фаянса столовые и чайные наборы, фруктовницы, конфетницы, ароматницы, вазы, скульптуры. Изделия расписаны вручную красками приглушенных тонов, тема росписи – растительность Донского края, ярко выраженные казачьи мотивы.
Императорский фарфор.Первый завод по производству фарфора в России существует в Санкт-Петербурге с середины XVIIIвека. По указу Екатерины IIполучил название Императорский фарфоровый завод и до 1917 года принадлежал династии Дома Романовых, обеспечивая фарфором императорскую семью и её ближайшее окружение. В годы советской власти (в 1925 г.) был переименован в Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова. В настоящее время заводу вернули прежнее название. На протяжении всей истории предприятия выпускался фарфор высочайшего качества, в том числе (с 60-х годов XX в.) «костяной» фарфор – повышенной белизны, тонкости и прозрачности. Изделия завода декорируются росписью, которая наносится ручным, механическим и комбинированным способами нанесения рисунка на фарфоровую поверхность. Наиболее популярен темно-синий кобальт, повышенным спросом пользуется посуда с рисунком «кобальтовая сетка». Часто при декорировании применяется деколь – переводная картинка. Широкую мировую известность заводу принесла ручная высокохудожественная роспись, в том числе роспись художника Воробьевского. |