Корзина пуста

Общая информация о кружевах

КРУЖЕВА, ВЫШИВКА

 

 

Техника «золотного шитья»- вышивка металлическими нитями. Известно на Руси со времен принятия христианства, пришло из Византии. Сначала вышивали золотыми нитями, постепенно золотые нити стали заменяться металлическими. Самые дорогие вышивки выполнялись позолоченным серебром – поэтому с 16 века шитье стало называться не «золотым», а «золотным». Существует несколько видов вышивки: «в прикреп», когда металлические нити накладываются сверху на ткань параллельными рядами и пришиваются шелковыми (иногда для придания рельефа под шитье подкладывают веревочки или плотный материал); «на проем» (насквозь), когда получается с обеих сторон одинаковое изображение.

         Золотное шитье первоначально использовалось для вышивки окладов к иконам, церковных покровцов, одежды священнослужителей и представителей знатных родов.

Начиная со 2-ой половины 18-го века промысел получает развитие в г.Торжок Тверской губернии – мастерицы вышивают не только предметы церковного обихода, а также головные уборы, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного костюма. Известно, что торжокские золотошвеи вышивали парадное платье императрицы Екатерины. Для рисунков мастериц из Торжка наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых является ветка розы с цветами, бутонами и листьями. Традиции золотного шитья  в настоящее время продолжают мастерицы Труднейшим ремеслом золотого шитья также издавна владели нижегородские мастерицы, которые знали более 100 усложненных вариантов вышивки. Продолжателем традиций золотошвейного искусства стало предприятие ООО «Городецкая золотая вышивка», мастерицы которой сохраняют традиции орнамента сказочных трав и узоров, через которую проступают крупные цветы и гроздья винограда.

 

 

Гипюр – особый вид строчевой вышивки, который сложился к концу 19 века. Эта ажурная вышивка, внешне  напоминающая кружево, поражает воздушностью, легкостью, ажурностью. Строчки выполняются «по выдергу», т.е. по сетке с квадратными ячейками, которые подготавливаются путем выдергивания из ткани определенного количества продольных и поперечных нитей. Своеобразием горьковских (нижегородских) гипюров являются длинные стежки. В узорах преобладают геометрические фигуры в виде ромбов, но углы их слегка скруглены (их называют «розетками», «цветками»). Геометрические фигуры сочетаются с растительными мотивами – ветками ягод, листьями и т.п.
 

Вологодское кружево– один из видов русского кружева, плетеного на коклюшках из натуральных нитей (лен, хлопок). История промысла относится к началу 19 века, когда Вологда стала самым знаменитым центром кружевоплетения. Вологодское кружево напоминает узоры инея на стекле. Это непрерывная плавная линия растительного орнамента, которая четко выделяется на фоне прозрачной  ажурной решетки. Цвет кружевных изделий - натуральный лен, белый, черный.

 

Елецкое кружевотакже плетется на коклюшках. Этот промысел зародился и стал развиваться в г.Елец Липецкой обл.к середине 19 века. Особенностью Елецкого кружева является необычайная тонкость и изящество узора, для него типичны очень легкие решетки, соединяющие растительный и геометрический узор. В последнее время стал более разнообразным цвет кружев, Например, серый цвет придает кружеву большую легкость и элегантность. Наряду с изготовлением украшений и дополнений к костюму в промысле работают над созданием предметов интерьера: панно, занавески, столовое и постельное белье.         Михайловское кружевоотличается от вологодского и елецкого тем, что для его плетения не нужен «сколок» (рисунок). Это кружево – численное или счетное. Начиная с 18 века в

г.Михайлове Рязанской обл. сформировался центр кружевоплетения и сопутствующая ему художественная вышивка. Узор кружева строгий и геометричный, плетение плотное почти без ажурного фона. Это единственное кружево, где традиционно используются разноцветные нити – сочетание красного, белого, черного, желтого. В настоящее время данный вид кружева выпускают на объединении «Труженица» и в художественно-творческих мастерских «Михайловское кружево».

 

Кадомский вениз– уникальная игольчатая вышивка на основе техники плетения веницианского кружева. История возникновения этого промысла относится к 17 веку, когда вся российская знать перешла на европейское платье и Петр I  отдал приказ обучать русских монахинь кружевоплетению. В названии вышивки нашло отражение  и название местности, где она появилась – п. Кадом Рязанской обл. Изделия, выполненные в этой технике, требуют кропотливого труда (от 1 до 16 месяцев) и отличаются особым изяществом и красотой. В настоящее время мастерицы ПК «Кадомский вениз» создают высокохудожественные изделия, украшенные ручной игольчатой вышивкой: скатерти, салфетки, панно и др.