Корзина пуста

Роспись северной двины

Росписи Северной Двины.

 

На берегу реки Двина развивались несколько видов росписи. Они отличаются по цветовой гамме, рисунку, композиции… К сожалению, нет возможности подробно рассказать об этом интересном направлении народного искусства. Нами подготовлен обобщенный материал о Ракульской, Пермогорской, Борецкой и Пучужской видам росписи и более подробно рассказано о Мезенской росписи.

Северодвинская роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используются знаки традиционной росписи: древо Жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка… Роспись напоминает северное лето - короткое, долгожданное, очень теплое…

В основном росписью украшались прялки. Обычно поле прялки делили на три области. Возможно эта традиция дань представлений об устройстве мира: подземный, наземный, небесный.

Со временем промыслы изменяются. Появляются новые композиции, приемы. Роспись прялок уступила своё преимущественное положение другим предметам: кухонным доскам, бочонкам, солонкам… Однако основные закономерности и традиции промыслов сохраняются.

Борецкая роспись

Село Борок возникло на берегу Двины при заселении двинского края новгородцами.

Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников… Все элементы обводятся черным контуром.

Символ борецкой росписи Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья.

Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния…

 

Мезенская роспись

 

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.
    Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).
    Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

    Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
    Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.
    Невозможно коротко рассказать о знаках и символах мезенской росписи. Это предмет научных исследований. Несколько более подробно вы можете ознакомиться со значениями символов мезенской росписи в разделе "символика" сайта. Или же просто можем положиться на внутреннее знание мастеров мезенской росписи и насладиться всем тем великолепием, что предлагает нам этот добрый старый народный промысел.
    Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.