Корзина пуста

Городецкая роспись по дереву

. Городецкая роспись по дереву.

Старинное селение на Волге, связанное со многими историческими событиями. Уже в XIII в. известно как центр
Городецкого княжества, сосредоточение ремесел и торговли. С начала  XVII в. Городец принадлежал дочери царя Бориса Годунова - Ксении
Годуновой. Екатериной II подарен графу Г.Г. Орлову, впоследствии  - поместье графа Панина, затем - княгини Волконской. С XVIII в.
крупное торгово-ремесленное село. Городец и окрестные селения славились многочисленными старинными художественными
промыслами, прежде всего резьбой (архитектурные детали - наличники лкон, карнизы, пряничные доски, сундуки) и росписью по дереву - так
называемая городецкая роспись (прялки, игрушки, мебель). Городецкая живопись своими корнями уходит вглубь веков. Так, в
Троицкой летописи есть упоминание о том, что старец Прохор из Городца вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым расписывали
Благовещенский собор в Московском Кремле. В Государственной Третьяковской галереи хранятся городецкие иконы XV в.
Сохранению                       традиционной   городецкой   живописи много содействовали и старообрядцы, появившиеся в этих краях в XVII столетии. Они хранили старую иконопись, собирали и переписывали древние книги с цветными заставкакми и миниатюрами.

Широкое распространение промысла началось с середины XIX в. (в 1997 г. "городецкая роспись" отпраздновала свое 150-летие). Сначала расписывали различных размеров ларцы и подставки (донца) для прядильных гребней - на них изображали нарядных дам, кавалеров, застолья, катанья на тройках. Закончив работу, пряха вынимала гребень, а расписное донце вешала на стену. Расписывали прялки, лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, детские стульчики. Излюбленным героем таких росписей был "городецкий конь" со смело изогнутой, подчеркнуто вытянутой шеей. В работе использовали темперные краски (растирали минеральные красители яичным желтком). Готовая роспись покрывалась слоем льняного масла и олифы (особым образом приготовленное льняное масло). В начале XX столетия в Городце и окрестных селениях промысел продолжал существовать, мастера объединялись в артели. С 1937 г. -артель "Стахановец", с 1960 г. - фабрика "Городецкая роспись".

Ассортимент расписных изделий постоянно расширялся В настоящее время он насчитывает более 500 наименований изделий: хлебницы, декоративные настенные панно, разделочные доски, сундуки, короба, шкатулки, наборы для чая, поставцы, игрушки. Их расписывают, украшают резьбой. Яркие краски, особая выразительность сцен народной жизни. Излюбленные темы - прогулки кавалеров с дамами, лихие всадники, сцены чаепитий в богатых интерьерах, прочие сюжеты из городской жизни. Обязательная часть композиции городецкой росписи - пышные гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы, ромашки, колокольчики и разнообразные птицы, олецетворяющие счастье.

Один из французских искусствоведов, побывав на фабрике, заметил, что такие вещи должны находиться в Лувре. Городецкая роспись - ярчайшее явление "наивного искусства".

Многие работники "Городецкой росписи" - известные народные художники, лауреаты Государственной премии РФ им. И.Е. Репина, дипломанты самых престижных выставок. Народный художественный промысел известен далеко за пределами России.