Корзина пуста

Скопинская керамика

Скопинская художественная керамика

В деревнях вокруг Скопина и в самом городе гончарство широко распространилось еще в XVII в. Этому способствовало наличие в этих местах залежей высококачественной глины. В XIX в. в Скопине работало около 40 мастерских, и число гончаров достигало большой цифры - 200. Делали простую посуду - крынки, горшки всех видов -для воды, молока и теста, миски, банки для солений, рукомои, кувшины. Работали на ручных горнах. В обжиге посуда из красной глины приобретала белый цвет. До середины XIX в. глазурь не употребляли, но повторым обжигом посуда приобретала черный цвет.

Во второй половине XIX в. был разведан секрет липецкой глазури (разных цветов). Высокая пластичность скопинских глин наталкивала местных гончаров на изготовление разных нестандартных форм предметов, их украшение разными скульптурными деталями. От различных налепов, зубчиков, рюшек по краям сосудов стали украшать их различной лепниной, приобретавшей подчас фантастические формы. Делали и разнообразные игрушки, но, прежде всего, свистульки.

Исполнение больших затейливых декоративных "фигур", которыми и прославился впоследствии Скопин, развилось, по-видимому, вначале как своеобразная реклама. Перед мастерской гончары выставляли различные предметы из глины, которые демонстрировали виртуозность их мастерства, возможности создания сложных форм. Наличие таких "вывесок" требовала городская управа. Появились "рекламные" орлы, вазоны, храмы, фигуры монахов и даже лев с разинутой пастью, державший лапу на шаре (такие скульптуры гончары видели в соседних барских усадьбах). Спрос на подобные изделия постепенно стал расти. Скопинской керамикой  заинтересовались известные художники - В.М Васнецов, В.Д. Поленов,, коллекционеры П.И. Щукин, А.А Бахрушин и др.. В качестве подарков таку. "скульптуру" можно было уже везти ко Двору. С начала 1900-х годов скопинская керамика предстала на международных выставках.

Ассортимент расширился - стали заниматься скульптурной лепкой - птиц, животных, фантастических существ, часто имевших утилитарные функции, но уже не четко выраженные. Появились предметы, в которых посудная форма сочеталась со скульптурной (кувшины, квасники, кумганы,, подсвечники, рукомои), а также декоративные сосуды подобного типа без скульптур, но с обильным лепным орнаментом. Скопинские мастера с богатым воображением усваивали и по своему трактовали содержание лубочных картин, книжных иллюстраций, скульптуры, виденной в городе.

Промысел пришел в упадок в годы Первой мировой войны. В 20-30-е годы делали простую посуду, нужную в хозяйстве (неглазурованные горшки, крынки, грубые кашпо). Работали артельно. Лишь отдельные потомственные мастера пытались сохранить свое умение делать скульптурные предметы. Возрождение промысла началось в 50-60-е годы XX в. Появились малые серии лучших работ -декоративные сосуды. Возникла фабрика ("Скопинская фабрика художественных изделий"). Теперь это уникальный центр художественной скульптуры, равный по значению Гжели.

Искусство скопинских гончаров не имеет прямых аналогов.: оно очень своеобразно и неожиданно во всех своих проявлениях. Это высокое скульптурное мастерство, вообравшее в себя традиции исполнительских приемов и яркую образность, которая идет от художественной фантазии мастеров.

На фабрике в настоящее время существует разная техникатончарная, ручная лепка, литье в гипсовые формы с ручной доработкой, способ сухого прессования.. Тематика своеобразна -воспроизведение реально существующих птиц, человека, часто -фантастические, сказочные, былинные персонажи. Любимые изображения - медведь, птица - скопа, сказочные сирены, Алконост. Орнамент - чаще всего геометрический ( гравировка по сырой глине стеками и штампами). Скопинская керамика приобретается всеми крупнейшими музеями мира. Неоднократно скопинские мастера демонстрировали свои изделия на всемирных, международных и отечественных выставках.