Корзина пуста

Лаковая миниатюра

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА.

 

Федоскино.

Искусство лаковой миниатюры более 200 лет существует в с.Федоскино Московской обл. На основе предприятия, выпускающего лакированные козырьки, в конце 18 века возникла фабрика по изготовлению табакерок, шкатулок, коробочек из папье-маше, украшенных миниатюрным письмом и покрытых лаком. В начале 19 века владельцами фабрики были купцы Лукутины. Изделия фабрики получили широкое признание в России и  Европе, предприятию было присвоено право клеймить свою продукцию, т.е. ставить российский герб на изделиях, с тех пор за федоскинской лаковой миниатюрой прочно закрепилось название «лукутинские лаки».

         Лукутинская миниатюра – это живопись масляными красками в 3-4 слоя, каждый из которых покрывается лаком, что создает эффект свечения красок. Часто мастера Федоскино используют подкладки из перламутра, сусального золота, пластинки с бронзовой краской, что придает дополнительное сияние и объем живописи. Сюжеты, которые используются федоскинцами, разнообразны и привычны глазу: деревенские праздники, народные гуляния, пейзажи, взятые из жизни, копии картин знаменитых художников, портреты. Все изделия фабрики – номерные.      

Палех.

Упоминание о палехских иконописцах найдено в документах  17 века. Слава о них имела распространение не только в России, но и в Западной Европе. В начале 20 столетия, когда спрос на иконописную живопись значительно упал, мастера Палеха занялись освоением лаковой миниатюры на основе прежних традиций и по технологии, близкой к иконописи. Началось освоение новых сюжетов, связанных с русской историей, а также сцен и картин из русских былин и сказок.

         Художники работают темперными красками, пишут, как правило, на черном фоне.Палехскиелаковые миниатюры пишутся на шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, изготовленных из папье-маше. Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажeнных частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых). 

Мстера.

Промысел появился в поселке Мстера Владимирской обл. на базе местного иконописного промысла, который возник здесь в конце 17 века. Мастера умело реставрировали, копировали старые иконы, писали дешевые расхожие иконы, близкие к лубку. В 1931 г. была образована артель «Пролетарское искусство», где стали изготавливать изделия из папье-маше по технологии, позаимствованной у мастеров Федоскина.

            Мстерская миниатюра - это вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях. Темы мастера Мстеры позаимствовали в русских сказках, былинах, песнях, литературных произведениях. Мстерская миниатюра имеет много общего с палехской миниатюрой в  технологии, приемах росписи, технике исполнения, в то же время обладает собственными характерными чертами. Она не имеет черного фона (используется более светлый фон – голубой, розовый, оранжевый). Для неё характерны теплота и живописная мягкость колорита, небольшой размер и приземистость человеческих фигурок, тонкость обрамляющего узора, выполненного твореным золотом.   

Холуй.

Иконописный промысел в Холуе был известен с 16 века, на его основе возник промысел лаковой миниатюры в 1932 году. Сначала здесь был создан филиал мстерской артели «Пролетарское искусство», затем в 1934 г.образовалась самостоятельная Холуйская художественная артель, а с 1960 фабрика лаковой миниатюры.             Сюжеты миниатюр главным образом исторические, фольклорные, литературные, а также современные.Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем во Мстере, приближенный к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстерцев, фигуры. Пропорции их удлиненные, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягчеи формы объемнее. Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на черном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных темно-красных, темно-зеленых, темно-коричневых, темно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания теплых и холодных тонов.

 Пробовали делать и шкатулки из папье-маше. В 1932 г. была создана мастерская в качестве филиала Мстерской артели древней живописи. Несмотря на конкуренцию соседних предприятий (в Мстере и даже в более удаленном Палехе), мастера выработали свой стиль живописи. Используют фольклор, исторические, бытовые сюжеты. Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно черный. Работают мастера темперой, краски приготавливают на яйце сами. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцов, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.

В 1992 г на базе прежней артели-мастерской в Холуе было создано новое предприятие - живописная мастерская, которая продолжает выполнять яичной темперой на лаковых изделиях из папье- маше миниатюрную живопись.